Проблемы аграрного кредитования в РФ
В середине прошлого десятилетия государство Российской Федерации разработало и реализовало политические и экономические меры поддержки и восстановления потенциала развития сельского хозяйства страны, что привело к масштабному и качественному обновлению сферы сельскохозяйственного кредитования.
Принятые законы и государственная программа развития аграрной промышленности и регулирования рынка сельхоз продукции, продовльствия и сырья обеспечили поступление значительных финансовых средств на развитие отечественного хозяйства, всей инженерной и социальной структуры российских сел, и связанных с ними экономических отраслей. Первые результаты реализации этой государственной программы были впечатляющими – с 2008 по 2010 годы в нее было вложено около 1,3 триллионов рублей кредитных ресурсов, в их числе 407 миллиардов рублей на инвестиционные кредиты и 858 миллиардов рублей на краткосрочные кредиты.
Основную лепту в кредитование сельскохозяйственного производства вносят 5 российских банков, в первых рядах которых стоит Сбербанк России и Россельхозбанк. Но не все так гладко, как казалось бы. Капитальной и масштабной ресурсной подпитки лишены большинство региональных и муниципальных банков, которые активно работали с товаропроизводителями и другими представителями аграрного комплекса.
Не создаются институты для развития аграрной сферы. Их функции возложены на коммерческие банки с госучастием, тем самым принципы их деятельности искажаются. Существенно сдает свои позиции и не развивается система кредитных сельских кооперативов. Заявленная система ипотечного кредитования земли так и не нашла своего применения из-за различных объективных сложностей. Страховые компании никак не наращивают свои операции в сфере сельского хозяйства.